Меню
16+

Пильнинская районная газета Нижегородской области «Сельская трибуна»

22.04.2017 13:28 Суббота
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 16 от 22.04.2017 г.

Музыка - тоже человек

Автор: Людмила Мамаева
преподаватель ДШИ

Начался информационный век. Изменилось ли что-либо для культуры в целом и для её представителей. Конечно. Мне хочется взять во внимание профессиональную деятельность педагога-музыканта, но сначала о культуре. 

Слово «культура» в переводе с латыни означает возделывание земли, превращение в плодородную пашню.

Огрубевшее, себялюбивое человеческое сердце культура приводит к порогу веры, к Богопознанию. Можно достичь высокого уровня развития, но не все зовется культурой, не все облагораживает человека.

Если посмотреть на нынешнее искусство, творчество, культуру, которые живут рядом с нами каждый день, то встанет много вопросов. Почему мы пришли к пошлости, высокомерию, развязанности, хамству и т.п. на сцене, в музыке, в литературе, в кино?

Да потому, что есть образование без образа и нет воспитания, нечем «питать» наших детей, нет духовности.

Ранее акцент в музыкальном образовании ставился на творческие особенности профессии: ценились, прежде всего, умение подготовить и исполнить сложное произведение академической музыки. Будь-то вокал или игра на любом инструменте. Всё ориентировалось на художественное содержание, давалось впечатление не только на сцене, но и за её пределами. Ранее музыкальные школы были базой в подготовке к профессионализму, были первым звеном. Сейчас же спущено все на дополнительное просвещение. 

О воспитании в ученике человека-художника и личности в настоящее время чаще всего лишь говорят. Нынешний ученик — это «сосуд», который надо наполнить знаниями, вот его и наполняют.

Открывается много культурных заведений, где разрешено обучение на нескольких факультетах, отделениях.

Вот многие учащиеся и учатся в нашей школе на нескольких отделениях, ищут своё место в различных кружках, не понимая того, что «за многим погонишься – малое потеряешь». Можно остаться ни с чем. Нет, что-то и останется, но глубины не будет, а профессионал достигает своего дела упорно и долго. Приведу пример. Недавно учащиеся нашей школы искусств  Алехина Маша, Сальникова Женя, Смирнов Петр, Маракова Эльвира, Ковалева Настя, Ганина Олеся, Кашкина Алина, Ижеев Илья, Кузнецова Настя, Окшиева Валария, Олейник Даниил, Новикова Лиза, Краев Сергей были участниками и победителями областных и зональных конкурсов в г. Арзамас, г. Перевоз, г. Нижний Новгород. Событие значимое, так как участие принял не один человек, а сразу несколько детей. Перечисленные учащиеся готовились к конкурсу серьезно.

В школе много способных ребят, а достигают высоких  результатов единицы. Почему?

Из слов родителей часто слышу: «Мы учимся для себя, музыкантами не будем». А разве для себя играть и петь надо безграмотно, плохо, без души? Нет. Хорошему исполнителю требуется много времени, усидчивости. Не случайно, Ганиной Олесе и Кашкиной Алине членами жюри было предложено продолжить образование в музыкальном колледже. Труд дал свои результаты.

В системе музыкальной культуры есть место духовному развитию, есть постоянное ощущение вертикали и горизонтали. Вертикаль – это движение личности к высоте, а горизонталь — это почвенность. Главной целью является высота, духовность. Все ли ученики, педагоги понимают это? Шаляпин говорил, что искусство не терпит приблизительности. Так в чем же профессионализм? Есть ремесленник без вдохновения, и есть художник без ремесла. Педагогу очень важно следить за этим.

Наряду с достижениями появляются не совсем приятные личностные качества как у учеников, так и педагогов. Появляются высокомерие, зазнайство, даже зависть. Но надо помнить, профессионал – это воин, он создает опору. Добросовестность и трудолюбие есть, но победа зависит не от них одних.

И как часто мы сталкиваемся со стремлением детей и их родителей к славе. Всем хочется иметь высокие баллы, но надо быть самокритичными. Сама норма поведения диктуется социальными условиями существования музыканта, его воспитанием.

Важно знать педагогу-музыканту, о некоторых требованиях к своим воспитанникам:

1. Развитие музыкального слуха.

2. Устойчивость памяти.

3. Владение теоретическими понятиями.

4. Высокий  интеллектуальный  уровень.

5. Культура поведения и выразительное владение языком.

6. Основательное владение своей специальностью.

7. Развитие эмоционально-волевой сферы (выход на сцену).

Музыкальная педагогика всегда обращается к социологии, физиологии, филологии, психологии.

Стало много специалистов, но мало становится художников-просветителей, способных взять на себя заботу о музыкальном воспитании нации. За личность в музыке никто не ручается, мешает эгоизм, конкуренция. А ведь только личности нравственной, духовной дано спасти музыку. Музыкант должен быть прост, искренен, не злоблив. Дети всегда чувствуют ложь, поэтому нужна правда искусства. Анатоль Франс говорил, что правда обладает такой силой, какой нет во лжи. В музыке это «работает» ещё лучше, чем в литературе.

Жаль, что родители видят своих детей в будущем только материально обеспеченными, а о нравственно-духовной стороне забывают. От каждого своего ребенка ждут лишь лауреатства, блестящих побед, забывая о трудоемкой работе, о скромности в воспитании.

К музыке надо подходить с любовью, как сказал один мой давний первоклассник: «Музыка — тоже человек». Да, она может, как человек, красиво говорить.

Желаю всем учащимся, нашим победителям конкурсов успехов, здоровья, скромности, оставаться искренними, не быть равнодушными в жизни.

Ну, а для вновь поступающих в нашу школу искусств, знать такую поговорку «Делу – время, потехе – час!»

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

15