25.02.2017 16:17 Суббота
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 8 от  25.02.2017 г.

ГАБДЕЛГАЛЛЯМ ФАИЗХАНОВ

Автор: Мансур Хакимов, Гамэр Баутдинов

В августе 2016 года мы почтили память нашего великого земляка Хусаина Фаизханова, педагога и просветителя, который умер 150 лет тому назад в родной Красной Горке Пильнинского района. В последний путь его провожал младший брат Габделгаллям Фаизханов, который тоже оставил яркий след в истории просвещения, науки и культуры татарского народа. 

Жизнь и деятельность

Фаизханов-младший родился в 1850 году, когда его старшему брату было уже 27 лет. Дело в том, что у них были разные матери. Детей в семье было много, они учились в местных медресе, а затем Хусаин и Габделгаллям продолжили учёбу в Казани. В год рождения Габделгалляма его старший брат перешёл учиться к имам-хатыбу и мударрису Первой Казанской мечети Шихабаддину Марджани. А через 12 лет в медресе «Марджания» поступил уже Габделгаллям, чему, очевидно, способствовал Фаизханов-старший. Живя и работая к тому времени в Петербурге, он поддерживал постоянную связь со своим учителем Марджани. И Габделгаллям вполне оправдал надежды брата, прекрасно учился и окончил медресе в 1868 году.

Как и Хусаин, он тоже испытывал большие материальные затруднения. Из-за отсутствия средств Габделгаллям не мог поступить в Казанский университет, и тут ему вновь помог Марджани. По его рекомендации 28-летний Фаизханов устроился на работу в торговую контору богатого уфимского купца Садретдина Назирова. В работе он показал себя с лучшей стороны, и ему поручили несколько деловых поездок в дальние края – сначала в Бухару и другие места Туркестана, а затем даже в Сирию. В ходе этих поездок он изучал страны Востока, осваивал их историю, культуру, литературу и углублял свои знания восточных языков – арабского, турецкого, фарси. Знание их позволило ему перевести затем на татарский язык ряд произведений персидско-таджикской и персидско-арабской литературы.

В 1872 году в Уфе была открыта учительская школа подготовки преподавателей для русско-татарских начальных училищ, и в следующем году Габделгаллям поступил туда. Он окончил его через четыре года, и после окончания училища работал в уфимском отделении Сибирского банка. Затем, в 1886 году он был приглашён в качестве хальфы (учителя-наставника) в родное ему медресе «Марджания», где преподавал в течение двух лет.

Здесь же, в Казани, он встретил и свою любовь. Это была Галия, 18-летняя дочь его коллеги по преподаванию Шахиахмеда Салихова. Молодые женились в 1885 году, и у них родился первенец — сын Госман, у которого затем появились братишки Ибрагим, Абдурахман и сестричка Аминя.

Они родились уже в Уфе, где Габделгаллям Фаизханов получил должность казначея Оренбургского мусульманского духовного собрания. Это была должность, требовавшая специфических знаний, и её должен был занимать человек не только компетентный, но и честный. Так начался новый этап в его жизни, ознаменовавшийся крупными успехами на ниве просвещения и научных исследований.

На новой должности Фаизханов оказался далеко неслучайно. Занимаясь коммерцией ещё у купца Назирова, молодой Габдулгаллям проявил, видимо, интерес и к экономике в целом. Продолжая углублять свои знания в этом направлении, он написал солидный труд «Маджалис ас-сарват ва ал-магаиш» («Собеседования об изобилии и источниках жизни»), который был утвержден цензурой в 1892 году.

Сам Фаизханов так обосновал своё обращение к экономической тематике: «Ввиду того, что у нас, русско-подданных граждан, немного книг по светским наукам, и надеясь на то, чтобы дать импульс мысли и повод для размышления дорогим читающим друзьям, а также ради исполнения просьб и пожеланий некоторых приятелей-соплеменников, я приступил – чтобы дать в качестве указательных записей по житейскому опыту и одной капли из моря экономических знаний – к написанию сего трактата, (состоящего) из двадцати бесед…».

Эта работа стала крупным явлением в истории татарской общественно-экономической мысли на рубеже веков, в которой автор заложил основы экономической теории у татар, дал анализ целой системы важнейших политэкономических понятий, категорий, законов производственной деятельности, потребностей человека в средствах жизни, сумел «опередить многих татарских экономистов начала XX века по ряду важных вопросов теории денег».

Другая сторона деятельности Фаизханова была связана с проблемами образования и воспитания. Он был в числе организаторов уфимского медресе «Галия», одного из наиболее известных «джадидистких» (новометодных) учебных заведений. Фаизханов преподавал здесь по своим учебникам татарский язык, историю и географию. Ещё раньше, в 1887 году, он написал «Краткую научную грамматику татарского языка». Ещё одна книга Габделгалляма Фаизханова – «Мухаррик ал-афкар» («Возбудитель мыслей»), изданная в 1893 году. С одной стороны, в этой книге развиваются идеи, изложенные в его же рукописи «Собеседования об изобилии и источниках жизни», с подробным анализом социально-экономической жизни татар того времени и конкретными предложениями по её улучшению. С другой стороны – в книге разъясняются те идеи, которые стали основой «джадидизма», который он активно поддерживал. Это необходимость внедрения новых методов обучения в татарских медресе, изменения учебных программ, разумного сочетания духовного и светского начал в обучении, овладение опытом других школ, знание иностранных языков и т.д.

Память

Многогранная жизнь и деятельность 60-летнего Габделгалляма Фаизханова внезапно оборвалась 12 января 1910 года, в момент, когда он читал детям Священный Коран. Фаизханов был похоронен на мусульманском кладбище в Уфе. Его оплакивали жена и дети, коллеги по медресе «Галия» и его шакирды.

Дело отца продолжил Госман Аллямов (по краткому варианту имени Габделгалляма Фаизханова), став преподавателем. В годы Гражданской войны он был командиром партизанского отряда с Сибири, в 1927-1931 гг. подвергался репрессиям, а затем работал бухгалтером в Новосибирске, где и умер в 1934 году, когда ему было 54 года.

Ибрагим Фаизханов окончил в 1917 году реальное училище. В годы Гражданской войны он состоял в рядах башкирской дивизии, которая защищала Петроград от белых войск генерала Юденича. Вернувшись в Уфу, стал работать бухгалтером и скончался в 1961 году в возрасте 66 лет.

Примерно также складывалась судьба Абдурахмана Фаизханова. После медресе он тоже окончил реальное училище в Уфе и попал в водоворот Гражданской войны. Правда, он побывал по обе стороны баррикад: сначала был писарем в санитарном батальоне в армии адмирала Колчака, а затем перешёл в ряды Красной Армии. В 1920-1922 гг. был профсоюзным инструктором в Ташкенте, и после возвращения в Уфу стал тоже бухгалтером. Занимался общественной работой, возглавляя ревкомиссию областного комитета профсоюзов. Умер в 1948 году, когда ему было лишь 50 лет.

А Аминя Фаизханова посвятила себя учёбе и медицине. Окончив Уфимскую гимназию, она поступила на медицинский факультет Казанского университета. После окончания учёбы попала в Москву, но в 1933 году, всего в 29 лет, она умерла там от туберкулёза.

Обо всём этом мы узнали из рассказа нашего известного краеведа Саяра Сабирова. Он переписывался с сыном Абдурахмана Фаизханова Фердинандом, дважды встречался с ним, и тот поведал ему о судьбе своей родни.

Сам Фердинанд Фаизханов родился в1926 году в Уфе, там же учился. В годы Великой Отечественной войны был призван на военную службу, стал механиком-водителем танка, участвовал в освобождении Польши и разгроме фашистов на территории самой Германии. За участие в боевых действиях был награждён орденами Отечественной войны I степени и Красной Звезды, многими медалями, в том числе медалью «За Отвагу», столь ценимую в военной среде. После войны Фаизханов поступил учиться в Московский нефтяной институт, который окончил в 1955 году. Вернувшись в Уфу, работал начальником участка на Ново-Уфимском нефтеперерабатывающем заводе, а затем был приглашён на должность начальника отдела одного из институтов Академии наук Башкортостана. В 1971 году он становится доцентом Уфимского института авиации, кандидатом химических наук. Преподавание в институте он удачно сочетает с научной работой.

Фердинанд Фаизханов явился автором 130 научных работ и 2 монографий. Он вёл также большую общественную работу, особенно по линии общества «Знание». Но 3 сентября 2003 года Фердинанда Фаизханова не стало, и он был погребён на Историческом кладбище Уфы.

В заключение приведём мнение доктора юридических наук Мансура Хакимова, побывавшего в столице Республики Башкортостан:

- В ноябре прошлого года в Уфе я участвовал в форуме татарских краеведов России, организованном Региональной татарской культурно-просветительской общественной организацией «Берлек». Туда же приезжала делегация нижегородских краеведов, которую возглавлял Мирзахлям Гаярович Абдулганиев. В Уфе я общался с татарами-учёными из Башкортостана. Поинтересовался у них, где покоится наш земляк-ученый Габдулгаллям Фаизханов. Они ответили, что знают о нём немного, и местонахождение его могилы им неизвестно.

На следующий день я поехал на мусульманское кладбище. Однако там, к сожалению, мне ничего не смогли сообщить конкретного. Сам я не смог найти могилы Фаизханова. Через несколько дней, уже после возвращения в Москву, мне сообщили из Уфы номер телефона его правнучки, доктора технических наук Галии Фердинандовны Корзенковой-Фаизхановой. Она сказала, что знает могилу своего прадедушки. Рядом покоится прах жены Габдулгалляма Фаизханова, Галии, а неподалеку – их внука Фердинанда, сына Абдурахмана. Дочь Фердинанда Галия прислала мне из архива фотографии памятников своих предков, в том числе и Габдулгалляма-абыя и его жены. 

Добавлю к этому, что братья Фаизхановы окончили медресе, которое находилось на нынешней улице Городская села Красная Горка. В настоящее время на этом месте красуется новая 4-я мечеть. В беседе с земляками я поделился мыслями о том, что эту улицу следовало бы переименовать, присвоив ей имя Габдулгалляма Фаизханова или назвать новую его именем. Но думаю, что это стоить сделать, чтобы увековечить память нашего земляка-ученого. Мои собеседники поддержали меня. Мы надеемся, что администрация нашего села и района также поддержат эту инициативу.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

37