Меню
16+

Пильнинская районная газета Нижегородской области «Сельская трибуна»

09.10.2013 13:30 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 81 (10747) от 08.10.2013 г.

ЗАКОН «ОБ ОБРАЗОВАНИИ». На что обратить внимание

Автор: Н. ГОРБУНОВА.
Интервью с начальником управления образования, молодежной политики и спорта А.А. Клинцевой

­ Анна Александровна, вступил в силу Закон «Об образовании». В чем необходимость его принятия?

­ 1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012
№ 273­ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который объединил в себе два закона: Закон Российской Федерации  «Об образовании» и Федеральный закон  «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Закон «Об образовании» был подписан президентом  в июле 1992 года. По мере формирования правовой системы страны законодательство в области образования изменялось  и дополнялось. За этот период было принято 140 федеральных законов, внесли изменения и дополнения в ранее принятый закон. И хотя предыдущий закон об образовании был, на мой взгляд и по оценкам очень многих специалистов, одним из самых прогрессивных законов своего времени, за прошедшие 20 лет страна стала другой, мы стали другими и  работать по старому закону было уже невозможно, т. к. он кардинально перестал отвечать тем требованиям, которые появились на сегодняшний день.

­ Что принципиально нового в этом законе. На что следует обратить внимание родителям, детям, общественности?

­ В новом законе подробно говорится о различных формах получения образования и их сочетании: о семейном образовании, с помощью дистанционных технологий, через систему сетевого взаимодействия как образовательных учреждений между собой, так и иных учреждений ­ спорта, культуры, бизнеса. Таким образом, для граждан расширяется возможность и доступность образования.

Что особенно важно, в законе отдельно и подробно описываются механизмы реализации конституционного права для граждан с ограниченными возможностями здоровья. В этом случае закон отдает приоритет инклюзивной форме образования, предполагающей обучение таких людей не в специализированном, а в обычном учебном заведении. При этом сохраняется возможность учебы и в специальных образовательных учреждениях. Закон акцентирует внимание и на детях с особыми образовательными потребностями ­ талантливых детях. Отдельно прописаны особенности получения образования в области культуры, искусства, музыки, спорта и т.д. Таким образом, он ориентирован на разные потребности и позволяет подходить к образованию каждого ребенка индивидуально.

Кроме того, закон несколько меняет виды и уровни образования. В частности, первым уровнем становится дошкольное образование. При этом  закон специально уточняет, что никаких аттестаций по результатам дошкольного образования ребенка проводиться не будет. Это обязательное требование для всех дошкольных образовательных учреждений.

Следующее изменение, которое вводится в отношении уровней образования, ­ уровень начального профессионального образования интегрируется в программу среднего профессионального образования и становится одной из его ступеней. Это вовсе не означает, что у нас прекратится подготовка рабочих кадров. Организации,  работающие сейчас в статусе учреждений начального профессионального образования, сохранятся. Но они либо будут иметь вид учреждений среднего профессионального образования или центров профессиональной подготовки, либо смогут войти в структуру существующих учреждений. Все зависит от того, по какому пути решат пойти учредители организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Раньше для поступления в техникумы, колледжи необходимо было сдавать вступительные экзамены, теперь законом гарантируется общедоступность среднего профессионального образования.

Закон предлагает и механизм регулирования конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса. Например, создание на паритетных началах специальных комиссий, состоящих из учителей, учеников, родителей, представителей общественности, которые будут разрешать такие конфликты.

Достаточно подробно регламентированы и права родителей на участие в образовательном процессе ­ на знакомство с ходом и содержанием программ, методик, по которым занимается их ребенок, на участие в дисциплинарных расследованиях, в управлении образовательным процессом, в осуществлении контроля за использованием внебюджетных источников и т.д. 

И конечно, нельзя не сказать об учителе. Впервые на законодательном уровне государство вводит его особый правовой статус. Очень подробно регламентированы академические права и свободы педагогического работника. Впервые на уровне законодательного акта зафиксирован гарантированный уровень оплаты труда педагога. Он ориентирован на среднюю заработную плату в соответствующем регионе. Достаточно подробно прописывается и система мер социальной поддержки педагогических работников. Вместе с тем такие гарантии со стороны государства не могут не возлагать на учителей и определенную меру ответственности. Поэтому закон говорит о необходимости создания профессионального кодекса педагога.

­ Анна Александровна, особенно обсуждалось в обществе введение платного образования. Что трактует закон?

­ Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации» гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, школьного и дополнительного образования детей, которое организовано в школах, и учреждениях среднего профессионального образования.

Очень детально прописан механизм реализации конституционного права гражданина на получение бесплатного образования. Одной из основных проблем  закона 1992 года была некая декларативность его норм, а также сложность правоприменительной практики. В новом законе очень подробно прописываются возможности получения гражданином бесплатного образования не только в системе государственных (муниципальных) учреждений, но и в негосударственном секторе.

Все предметы, включенные в учебный план, на всех ступенях обучения являются для учащихся бесплатными. Другое дело, что школа может оказывать дополнительные платные услуги сверх программы. Все, что сверх программы, сверх образовательного стандарта, вводится только по согласованию с родителями, по желанию родителей. Школа не может, не имеет права навязывать дополнительные платные услуги.

­ Что нового трактует закон в отношении содержания школьных предметов?

­ Согласно ст.11 Закона «Об образовании» обучение ведется в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС). Сейчас идет постепенный переход на стандарты нового поколения.

 С 1 сентября 2011 года все российские первоклассники начали учиться по федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования. В 2015 году, когда эти ребята перейдут в 5 класс, все школы начнут работать по новому стандарту основной школы.  Разработан и ФГОС старшей школы, который вступит в действие в 2020 году.

В соответствии с новыми ФГОС образовательное учреждение предоставляет старшеклассникам возможность формирования индивидуальных учебных планов, включающих обязательные учебные предметы и предметы по выбору.  В учебном плане также должно быть обязательно предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального проекта.

Особенностью нового стандарта является то, что он подключает родителей к управлению школой. Родители получают возможность непосредственно влиять на образовательный процесс. На школьных советах они могут определять, что из вариативного содержания предпочтительнее для изучения их детьми ­ это около 20% всего содержания образования для младших классов. Чем старше ступень, тем больше предполагается таких возможностей регулирования. Например, старшеклассники вместе с родителями будут выбирать профиль образования и определять, какое дополнительное образование им необходимо. При этом ответственность образовательного учреждения заключается в создании необходимых условий для успешной образовательной деятельности педагогов и детей. Семья же ученика отвечает за использование предоставленного образовательным учреждением шанса, за реализацию своих прав и выполнение своих обязанностей в сфере образования.

­ Какой уровень образования теперь является базовым, обязательным для всех?

­ К основным образовательным программам, как и прежде,  относятся программы начального общего, основного общего  и среднего общего образования,  и кроме того, дошкольное образование введено в обязательную программу. Но это вовсе не означает, что ребенок в обязательном порядке должен посещать детский сад, предполагается, что образовательное учреждение будет способствовать освоению им первого образовательного уровня, путем оказания методической и практической помощи.

­ Правда ли, что теперь можно учеников исключать из школы?

­  Закон устанавливает множество ограничений на исключение учащегося  из школы, но тем не менее, в качестве крайней меры, допускает применение данного вида дисциплинарного взыскания, но оно возможно только с 15­ти лет, при условии, что учредитель образовательной организации и родители (законные представители), не позднее чем в месячный срок с момента исключения, принимают все необходимые меры, обеспечивающие продолжение обучения несовершеннолетнего в другой образовательной организации. Решение об отчислении несовершеннолетнего обучающегося, как мера дисциплинарного взыскания, может применяться с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об отчислении детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.  Отчисление применяется, если иные меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия не дали результата, и дальнейшее его пребывание оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников  организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также нормальное функционирование организации, осуществляющей образовательную деятельность.

­ Что можно сказать о введении дресс­кода для учащихся и учителей?

­ По­новому закону каждое образовательное учреждение вправе ввести для учащихся своей организации школьную форму, фасон, цвет и пр.  Каждый класс может устанавливать свои отличительные знаки и эмблемы. В законе лишь прописан «деловой стиль», отмечено, что форма должна носить светский характер. Допустимо введение требований к школьной одежде поэтапно, что позволит предупредить социальную напряженность.

Депутаты Госдумы готовят законопроект, по которому учителям, при нахождении в учебной заведении,  также, как и ученикам может быть введен дресс­код.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

224