Меню
16+

Пильнинская районная газета Нижегородской области «Сельская трибуна»

11.02.2014 12:37 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

АНДРЕЕВСКИЕ

Автор: Ф. ЛИГАНОВА.
Продолжение. Нач. в №8, 9,11.

Наконец, повествование добралось до последних владельцев имений на территории Пильнинского района – Сергее Сергеевиче и Александре Сергеевиче Андреевских – внуков со стороны Сергея Степановича. И которых часто местные жители выдают за самого «старика» ­ я имею в виду «мне бабушка рассказывала» (а бабушка родилась в начале 20 века).

Александр Сергеевич выбрал для своего жительства родовое имение в с. Жданово, там где из окон наблюдается изумительная не только по своей красоте, но и изворотливости река Пьяна.

Сергей Сергеевич же выбрал местом пребывания хутор Нагорный (это место между Княжихой, Романовкой и Бокшандином) ­ из окон того дома простирался вид на другую красавицу­реку, что зовется Сурой. Наверное, как  и все владельцы, в сельских домах они жили только летом, а в усадьбах жили или управляющие, или дворовые люди, которые работали в имении. Например, по одному из списков населенных мест в усадьбе А.С. Андреевского в числе дворов стоит цифра «1», а жителей  мужчин ­ 86, женщин ­ 42, позже статистика меняется, и уже на один двор приходится 6 мужчин и 2 женщины. Ни одна усадьба не сохранилась до настоящего времени. Но те, кто их помнит, я уверена, не будут грешить против истины – до Шереметьевских усадеб, Воронцовских и им подобным, местным усадьбам Андреевских как до небес. Некрасивы и непрезентабельны, но со множеством дополнительных построек для удобства. Здания, лишившиеся своих хозяев, в советское время использовали под школы, интернаты, пионерские лагеря, госпиталь в годы войны, дом отдыха, детский дом; хозяйственные постройки усадьбы 
С.С. Андреевского использовались как база птицесовхоза, и долго это место называлось  «Совхоз «Прогресс». Но и в Жданове, и в Нагорном хуторе при домах были фруктовые сады, липовые и сиреневые аллеи, ведущие к спуску к реке.

Что за личности были сыновья Сергея Степановича?

Александр Сергеевич был женат на княжне Александре Михайловне Баратаевой из Симбирска. Повенчаны они были в Казани в 1884 г. А вот кто  у них рождался (правнуки Степана Степановича Андреевского) мы уже знаем почти достоверно. «Почти» ­ потому что не все метрические записи сохранились. Я имею в виду записи в метрических книгах церквей: с. Жданова (Троицкая или в честь пресвятой живоначальной Троицы) (написала название церквей попроще, ибо так написано на книгах),  с. Каменки (церковь Иоанна Богослова), с. Знаменского (Знаменская церковь), с. Медяны (Николаевская церковь). Не все книги церковных актов сохранились по Пильнинскому району ­ в Ульяновском областном архиве по 1­2 книги (неполных), в Нижегородском областном архиве ­ где­то 90­е годы 19 столетия и начала 20­го века. Сказывались и пожары, в которых сгорело очень много документов, и период закрытия большинства церквей в 30­е годы прошлого века, и то, что за века бумага истлела, а чернила выцвели. Иногда в книге одной церкви вшиты записи рождений совсем другой церкви, а акты венчания – из третьей. И только по фамилиям священников, псаломщиков, а иногда и жителей разбираешься, что ничегошеньки ты из этих записей не возьмешь – никакой информации, потому как неясно, в каком году это происходило, кого крестили данные люди, и у кого в поручителях были.  Передо мной лежит старая книга 1890 года, на которой написано: Симбирская епархия, Троицкая церковь с. Жданово. Открываешь первую страницу и читаешь – имя младенца, какого числа родился, какого числа крещён, как величают родителей и  кто был воспреемником ребенка (крестный и крестная), кто совершал таинство крещения, подписи священнослужителей ­ священника, псаломщика и иногда дьячка. Просматриваешь записи о рождении, бракосочетании, смерти. Каюсь, в начале своего  исследования раздел смертей старалась не открывать и не смотреть, т.к. записей детской, младенческой смертности было очень много, а напоминаний мне, что в 60 лет причина смерти – старость, а 70 и далее – дряхлость,  оптимизма не прибавляло. И вот вчитываешься в фамилии (иногда через лупу, а иногда переписывая в свою тетрадь закорючки, чтобы потом на досуге расшифровывать фамилию или название села – как, например, произошло с Сунеевом) и вдруг на глаза попадается фамилия «Андреевский»… Останавливаешься, переводишь дух и внимательно, внимательно, медленно, медленно снова начинаешь читать содержимое записи. Впечатление – как будто встретила родного человека. И уже медленнее продолжаешь перелистывать страницы.

Так вот, 26 мая 1890 г. (по старому стилю соответственно даются все данные) у Александра Сергеевича и Александры Михайловны Андреевских, православного вероисповедания, родился сын Владимир. Воспреемниками были тайный советник Николай Николаевич Соковнин и княжна Александра Сергеевна Баратаева. Безусловно, в крестные отцы и матери выбирали ребенку или близких родственников, или хороших знакомых, но, соответственно не простых крестьян. Княжна Баратаева, понятно, родственница. А  вот Н.Н. Соковнин или был другом семьи Андреевских, или, если предположить, что мать Александра Сергеевича Александра Александровна стала вдовой достаточно молодой и могла второй раз выйти замуж, мог быть и родственником. (В одном из источников упоминалась  А.А. Андреевская (по второму браку Соковнина) ­ прим. Л.Ф.) В феврале 1891 г. у Андреевских умирает от скарлатины  4­х летний сын Михаил. 23 августа 1892 г. в этой семье родилась дочка, которую назвали Ольгой. Крестили девочку Сергей Сергеевич Андреевский (дядя) и вдова статского советника А.С. Баратаева. В 1915 году у Андреевских рождается Наталья. Воспреемниками были (внимание!) шталмейстер Двора Его Императорского Величества Сергей Сергеевич Андреевский и жена действительного статского советника Вера Михайловна Толстая. (Даже из таких записей можно проследить карьерный рост С.С. Андреевского – от коллежского секретаря до шталмейстера и сенатора. Кстати, чин коллежского секретаря давался выпускникам высших светских учреждений, и гражданская служба данного господина доказывает это, а дослужился он до чина, в переводе на военную службу, генеральского – прим.Л.Ф.).

После просмотра имеющихся метрических записей можно увидеть, что известные дворяне округи часто выступали в роли воспреемников детей. Чьих младенцев они крестили? Близких знакомых, священников, своих работников. Иногда у заезжих, у которых ни родных, ни знакомых в селе не было – и тогда священник приглашал совершить этот обряд дворян, а чаще их детей – подростков. Так, например, члены семьи А.С. Андреевского крестили сына Михаила у Дасмаевых, Лыткиных (Веру), Климовых (Анну), Емелиных (Николая), Медведевых (Наталью), Дудоровых (Павла), вместе с дочерью священника В.С. Розова Марией  у священника Александра Красовского сына Михаила – все это в Жданове, были воспреемниками в семьях деяновских жителей, малоандосовских, медянских, а также из других волостей уезда. Одно только их перечисление займет много места.  Конечно, все записи перекочевали в мои  «амбарные», вернее «сундучковые» книги, чтобы потом вытащить на свет что­то новенькое из забытого старого.

Александр Сергеевич Андреевский, так же, как  и его тамбовские родственники, занимался сельским хозяйством и так же избирался уездным предводителем дворянства в Курмыше. С 1893 года 5 раз переизбирался, после перерыва некоторого снова был избран предводителем дворянства Курмышского уезда. Кроме прямых обязанностей, в разные годы уездный предводитель дворянства был ещё председателем сначала мирового, затем уездного съезда, попечительского комитета о тюрьмах, дворянской  опеки, рекрутского присутствия, по крестьянским делам, по воинским делам присутствия, попечительского совета женского училища…

В своем имении Александр Сергеевич тоже пытался применять новые для того времени агромероприятия. Не зря в первые годы Советской власти, а особенно при организации коллективных хозяйств, в волости, а потом и в районе, использовалось наработанное в его хозяйстве. Это опытный участок, огородничество, плодопитомник, конюшня. В революционный 1917­й год хозяйство А.С.Андреевского пострадало от погромов. После 1917 года дальнейшая жизнь и деятельность семьи А.С. Андреевского не прослеживается. К этому времени он уже женил старшего сына Владимира на дочери тенекаевского дворянина А.С. Волкова Софье. Произошло это 22 июня 1913 года. Через год у Владимира родился сын Кирилл (уже праправнук Степана Степановича).

Я очень надеюсь, может все­таки с этой стороны кто­то из потомков остался в России, и об этом, может, помнят потомки тех, с кем последние Андреевские были в дружеских отношениях. (Чья­то прабабушка или чей­то прапрадедушка рассказывал своим детям, а те, в свою очередь, своим…). Откликнитесь! Не хочется верить, что сведения, почерпнутые в  Интернете, по спискам жертв репрессий касаются наших Андреевских (там есть расстрелянные в Москве в 1918 годуА.С. Андреевские – даже двое, но, по­моему, не совпадают некоторые данные, тем более Андреевские в стране были не единственный дворянский род. Есть в  списках и расстрелянный.
С.С. Гончаров – прим. Л.Ф.).

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

85