Меню
16+

Пильнинская районная газета Нижегородской области «Сельская трибуна»

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 3 от 23.01.2016 г.

Разобрались, но поздно

Автор: Е. КОВАЛЕВА

На снимке: В.И. Балашова.

Только спустя 75 лет Валентина Ивановна Шурхаева (в девичестве Балашова) из села Курмыш получила документы о том, что ее отец, Балашов Иван Петрович, был незаконно арестован в 1937 году и умер в лагерях, так и не дождавшись правды. Восторжествовала она намного позже в 1990 году, когда его, как и многих других жертв политических репрессий, реабилитировали, и узнать об этом для его детей, было большой радостью.

Своего отца Валентина Ивановна никогда не видела. Она родилась в 1938 году, когда Иван Петрович Балашов уже валил лес где-то под Красноярском. Его, кладовщика колхоза «Заря», арестовали в конце 1937 года, а в январе 1938 приговорили к 10 годам лагерей за участие в контрреволюционной деятельности. Она не раз слышала от мамы рассказ, как подъехал к дому «черный воронок» и двое в кожаных куртках забрали отца, толком не объяснив, куда и за что. На прощание он только и успел сказать: «Я не виноват, они разберутся,  я вернусь». Но он, как и тысячи других «врагов народа», так и не вернулся. Его жена осталась с семью детьми на руках и восьмым под сердцем. Через полгода родилась Валентина.

После приговора,  «кулацкое» хозяйство, а были у семьи всего-то небольшой деревянный домик, корова да куры, было конфисковано. Приютили мать с детьми дедушка и бабушка, так и жили они все вместе в маленьком домике под соломенной крышей, больше похожем на сарай.

Основной нянькой для малышей был старший брат Юрий, а матери приходилось много работать, чтобы хоть как-то прокормить семью. Но голодали постоянно, поэтому все, как могли, старались помогать.

С малых лет пошла на ферму и Валентина – помогала разносить коровам сено. А весной и летом мать посылала их собирать на поле оставшуюся с осени гнилую картошку и разные травы, все это толкли, варили и делали похлебку и лепешки – есть было невозможно, но набить желудок надо было
чем-то.

Огромным счастьем было, когда мама доставала где-то кусок комового сахара и, отщипывая мизерные кусочки, раздавала детям – хватало буквально на мгновение. Голодала семья и в войну, да и после достатка большого не было, мать больше замуж не вышла, а поднять одной столько детей было тяжело.

Но со стороны односельчан никакого гонения или осуждения, что они дети врага народа, Валентина не помнит. В 30-е годы из села Курмыш было сослано немало мужчин. Говорить о них сначала боялись, а потом и вовсе забыли, что был такой тихий, непьющий, работящий и очень любящий свою семью Иван Петрович Балашов.

Забыли все, но не его семья. Валентина Ивановна до сих пор помнит, как получала мама от него весточки в первое время и горько плакала, как послала по его просьбе ему фотографию маленькой Вали, которую ему так и не суждено было увидеть. А когда началась война, весточки приходить перестали, и что-то узнать о его судьбе родным не удавалось.

Судьба у детей сложилась по-разному, Валентина Ивановна сначала жила в Курмыше, потом на Украине, выйдя на пенсию, вновь вернулась в родное село и с 1991 года живет теперь здесь. У нее трое сыновей, трое внуков и пятеро правнуков. Жизнь состоялась и каких-то особых претензий к ней, разве что на здоровье, у нее нет. Очень любит заниматься цветами, которых у нее и дома, и в палисаднике огромное множество, а еще и вязать любит длинными зимними вечерами.

В 2012 году в ее жизни произошло неожиданное событие, которое до сих пор греет душу ей и ее сестре, которая тоже живет в Курмыше. Когда она отдыхала в Пильнинском реабилитационном центре, к ним на встречу пришел юрист и предложил проконсультировать по любым вопросам, тогда и возникла мысль спросить про судьбу отца. Никаких надежд не питала, но юрист подошла очень серьезно к этому вопросу и начались переписка с различными ведомствами, архивами, пришлось собрать немало бумаг и даже не раз съездить в Нижний Новгород.

Но, как говорит Валентина Ивановна, беспокойство стоило того. Теперь они с сестрой, а из большой семьи их осталось только двое, точно знают, что их отец Балашов Иван Петрович стал жертвой политических репрессий и, что в 1990 году он был признан невиновным, но, к сожалению, в 1941 году умер в лагере от сердечного приступа. По крайней мере, так было написано в деле, копию которого получили сестры на руки, а еще и справку о его реабилитации.

Вроде бы лишнее беспокойство, лишние траты, да и сыновья тоже отговаривали мать: мол, на восьмом десятке поберегла бы здоровье. Но Валентина Ивановна не слушала, потому что делала все ради памяти об отце.  И она считает, что это то немногое, что она смогла сделать для него.

Так спустя 75 лет случилось то, чего ждал и так и не дождался Иван Петрович Балашов. Наконец-то разобрались, но только он не вернулся.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

124