Меню
16+

Пильнинская районная газета Нижегородской области «Сельская трибуна»

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 7 от 15.02.2020 г.

Мы – сельские дети войны

Автор: Ольга Молькова

Мой рассказ о Ольге Павловне Трыновой – это попытка собрать глыбы народной памяти. Памяти обо всем пережитом и взрослыми, и детьми в те безжалостные годы. Ведь время все быстрее уносит свидетелей и участников, тех, кто был, кто знал, кто видел и выстрадал боль и ужас утрат, и радость надежд в ожидании победы. Не детская эта тяжесть — война, а они хлебнули её полной мерой. Они учились читать по сводкам Совинформбюро и по серым листам похоронок.

- Родилась я в 1933 году в селе Медяна в семье Погодиных Павла Александровича и Евдокии Герасимовны, — начала рассказ Ольга Павловна. — Родители работали в колхозе, имели свое хозяйство. Когда началась война, мне исполнилось 8 лет. Я училась в первом классе, но долго учиться не пришлось. С первых дней забрали на фронт моего старшего брата Николая, которому только-только исполнилось 18 лет. Следом за ним, в июле 1941 года, был призван отец. В семье оставались шестеро детей. Самому старшему Ивану было 14 лет. Уходя, отец сказал: «Ванюшка, ты остаешься за старшего».

Воевал Павел Александрович под городом Тула. Там в декабре 1941 года на поле боя был убит. Тело его нашла женщина ранней весной около небольшой деревушки. По документам узнали, что это Погодин Павел Александрович. Сообщили родным о гибели отца семейства.

Следом за первой похоронкой пришло известие о пропаже брата Николая. Он защищал Москву. В последнем письме домой, он написал: «Идут сильные бои, а у меня сгорел сапог. Если выживу, то дадут новый, если нет, сапог мне будет не нужен…». Больше от него не было ни одной весточки, он числится пропавшим без вести.

С раннего детства Ольга Павловна познала все трудности взрослой жизни. Мама с бабушкой работали не только днем, но и ночью, и все хозяйство легло на ее хрупкие детские плечи. Маленькой Оле приходилось и за младшими смотреть, и в ступе лебеду толочь, и телят поить, и овец встречать. Картошки намыть, на терке натереть, чтобы бабушка крахмал откинула и сварила кисель.

- На берегу Суры, — вспоминает моя собеседница, — на колхозном поле росли арбузы. Я ходила помогать бабушке их полоть. Работали за палочки, чтобы заработать один трудодень, нужно было отработать два дня. С учителями ходили в поле, собирали колосья и сдавали в колхоз. На своем огороде сеяли ячмень. Потом сами его цепями молотили. Детство было голодное. Наша мама ходила на сенокос, там давали 100 граммов хорошего хлеба, она сама не ела, приносила нам. Очень часто умирали от рахита дети, мы видели, как несли их гробики.

Никогда не забуду, как соседский мальчик украл у нас из дома буханку хлеба. Моя бабушка, уходя на работу, наказала вынуть мне хлеб из печки. Я все сделала, и пошла в соседний дом поиграть с подружкой в прятки. Вдруг бежит моя младшая сестренка и кричит: «Лелька, у нас Панька хлеб стащил». Мы с подружкой долго за ним бежали, но так и не догнали.

- Наступил 1943 год, — продолжает беседу наша героиня. – Брат Иван, которого отец оставил за старшего, учился в 10 классе. Не зажила еще рана у мамы о потере мужа и сына, а уже пришла повестка идти на войну второму сыну. Так юным мальчишкой, не окончив 10 классов, Иван ушел на фронт. Воевал на Курской дуге, чудом остался жив. Дошел до Берлина. После окончания войны остался служить в армии и прослужил 13 лет.

Настал час долгожданной Победы. Вся семья в огороде сажали картошку. На лошади верхом прискакал мужчина и радостно кричал: «Бросайте работать. Война закончилась!». Но маленькая Оля не увидела в этом радости, потому что бабушка, мама, тетя упали на землю и кубарем катались, плача о своих погибших близких родственниках. В каждом доме на улице, на которой жила семья Ольги Павловны, были погибшие. У всех ее подруг отцы не вернулись с фронта.

И после войны нелегко пришлось юной девушке. Хорошо, что мама была рукодельница. Она перешивала старую одежду на новую. Ткала на ткацком станке, очень хорошо вязала. Всему этому научила и свою дочь.

В 1951 году Ольга Павловна уехала работать на завод в город Шумерля. Трудное детство научило ее разумно и экономно расходовать деньги. На первую зарплату она купила туфли. На танцах каблук попал в щель между досками и ободрался. Она весь вечер проплакала, как ей было жалко эти туфли. В Шумерле она встретила свою любовь, вышла замуж. Родила двух дочерей. Сейчас у Ольги Павловны три внука и четыре правнука. Они очень часто навещают ее.

Она приветливая, интересная рассказчица. В доме чистота и уют, и стоит отметить, что она самостоятельно справляется по хозяйству. Домашние хлопоты и интеллектуальный досуг, который женщина проводит за чтением газет и просмотром телевизора, позволяет ей всегда быть в тонусе.

У детей войны разные судьбы. В эти страшные годы каждый ребёнок совершил свой подвиг — несмотря на голод и страх, дети продолжали учиться,

отправляли посылки на фронт, работали в полях и на заводах. Сегодня дети войны наши дедушки и бабушки, но их память всё ещё цепко хранит память военных лет.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

44