Меню
16+

Пильнинская районная газета Нижегородской области «Сельская трибуна»

13.08.2022 08:12 Суббота
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 33 от 13.08.2022 г.

Маленькое село с большой историей

Автор: Ольга Молькова

Каждый населенный пункт Пильнинского района, большой или малый, по-своему уникален, а история его неповторима и познавательна. И в этом мы в очередной раз убедились, отправившись по родным местам. Если двигаться в сторону Курмыша, то на пути наткнетесь на указатель с названием «Болобоново». Вот об этом селе мы и хотим сегодня рассказать.

Небольшая деревенька в несколько улиц, которая прячется в густой кроне деревьев от глаз путников. Царившая вокруг тишина, нарушаемая лишь стрекотом кузнечиков, завораживала, отсеивая все ненужное. Казалось, что здесь и листва на деревьях шелестит как-то по-особенному, и облака в небе плывут таинственнее, и солнце светит ярче.

История села

Село Болобоново входило в состав Курмышского уезда Симбирской губернии. Это село – родовое гнездо помещиков Шипиловых, с ним связаны имена Касьяновых и Ляпуновых.

Касьянов А.А. (1891-1982) родился в с. Болобоново Курмышского уезда Симбирской губернии. Он – народный артист СССР, автор опер «Степан Разин», «Ермак», «Фома Гордеев». В честь него названа одна из улиц города Нижний Новгород.

С 1864 года в Болобонове жил в своем имении после отставки с поста директора ярославского Демидовского лицея и в 1968 году скончался видный русский астроном М.В. Ляпунов, отец знаменитого русского математика, академика Петербургской академии наук Александра, известного композитора, музыковеда, дирижера и пианиста Сергея и крупнейшего советского лингвиста, академика АН СССР Бориса Ляпуновых. В честь С.М. Ляпунова названа детская школа искусств в р.п. Пильна.

Из архивных документов стало известно, что в Болобонове, при речке Курмышке, был однопрестольный деревянный храм, построенный прихожанами в 1793 году во имя Живоначальной Троицы. В селе действовали две школы: земская и школа грамоты (последняя была открыта в 1894 году и размещалась в общественном здании), а при церкви с 1892 года работала народная библиотека – читальня. Её основательница – Софья Сергеевна Шипилова.

В настоящее время усадьба и церковь не сохранились.

Династия на ферме

Командировка наша началась рано, потому что нужно было застать коллектив фермы на рабочем месте. Проснуться в пять утра человеку, чей обычный рабочий день начинается в восемь, для меня было сродни подвигу.

Проезжаем по главной улице и видим пустоты среди домов. По участку понимаю, что это были дворы с домами. Часть брошенных домов уцелела, но окна зияют черными дырами, крыш нет, остались только стены. Приятно было увидеть, что памятник ухожен и покрашен. Это добрый знак для живых. Полная тишина. Ее нарушают лишь редкий лай собак, мычание коров и кукареканье петухов. Наш путь лежит на ферму.

Подъезжаем к коровнику, где уже вовсю кипит работа: нужно убрать старый «ночной корм», вычистить за животными, подготовиться к утренней дойке. В длинном помещении то тут, то там раздается протяжное мычание.

Нас встретила заведующая Болобоновской молочно-товарной фермой СПК «Новый путь» Антонина Александровна Пигилева.

- Доярки приходят у нас к утренней дойке около пяти утра, потом уходят домой, а затем возвращаются к вечерней, — делится с нами Антонина Александровна.

За плечами у этой женщины 42 года трудового стажа, половина из которого она трудится заведующей фермой.

- Могу смело сказать, что выросла на ферме, — рассказывает о себе моя собеседница. – Всегда помогала маме, поэтому при выборе профессии долгих раздумий не было, твердо решила идти по стопам матери.

Вообще про Пигилевых в этом хозяйстве говорят, как про династию. И мать, и отец Антонины Александровны работали на ферме, а теперь и две ее дочки – Ольга и Наталья, сноха Анна и брат Александр трудятся под ее руководством. Женщины доярками, а мужчина сторожем. У них на попечении содержится 240 голов крупного рогатого скота. Суточный удой составляет три тонны. Трудолюбие у этих людей просто в крови, поэтому и ценят, и уважают их в коллективе. Именно на таких, как они и держится сельская глубинка.

Культурный центр

Что обязательно должно быть в каждой деревне? Колхоз, клуб, библиотека, медпункт, школа и, конечно же, магазин. Именно он на селе зачастую является информационно-культурным центром, а продавец играет роль и главного информатора, и культработника. Так ли это на самом деле мы решили узнать, заглянув в сельский магазин.

Заходим внутрь. Сразу же с порога понимаешь, что здесь рады каждому посетителю. Продавец магазина – Татьяна Александровна Миронова работает здесь 30 лет. И кому, как не ей знать, как и чем живут ее земляки.

- Я сама себе начальник, — улыбается Татьяна, показывая свои владения, – и заведующая, и продавец, и грузчик, и уборщица. Хоть и старый магазин, давно не было ремонта, но он необходим жителям села.

В магазине стало многолюдно, один за другим приходили покупатели. Наверное, слух по деревне прошел, что в магазине чужие люди. Из-за наплыва посетителей, Татьяна только успевала отпускать товар, поэтому нам не удавалось обстоятельно с ней побеседовать. Но кое-что я все же узнала от покупателей.

- Это очень хорошо, что в нашем селе есть магазин, — рассказывает Татьяна Борисовна Ермонина. – Не у каждого есть возможность съездить в райцентр, а здесь можно купить все необходимое. Если товара нет в наличии, Татьяна закажет и его привезут, всех обзвонит – приходите, забирайте. И людям хорошо, и ей – выручка.

Пообщавшись с Татьяной Борисовной, я узнала, что она родом с Урала, а муж здешний. Его всегда тянуло на родину, поэтому обустроили родительский дом. Сначала приезжали сюда только на лето, а теперь живут постоянно, сажают огород, развели хозяйство.

- Работа по заявочной системе очень важна на селе, включается в разговор соцработник, на обслуживании у которой находится шесть человек. – Все, что закажут мои престарелые подопечные, всегда могу здесь купить. А еще магазин – это место, где можно встретиться, пообщаться, обсудить какие-то проблемы, а Татьяна встречает нас теплой, искренней улыбкой.

О своей профессии, о том, что самое важное в работе продавца и как сделать сельский магазин прибыльным, Татьяна нам рассказать толком так и не успела, но мы все увидели своими глазами и услышали от покупателей. С уверенностью можно сказать, пока на селе есть такие продавцы, местные жители могут быть спокойны. На столе у них всегда будет свежий хлеб, да и товар, который они заказали, прибудет вовремя, и ко всему этому их здесь всегда выслушают, дадут совет.

Случайное знакомство

Выходя из дома Солововых, мы заметили пожилых мужчину и женщину, согребающих скошенную траву. Пройти мимо них мы не могли.

Поздоровавшись, мы поинтересовались об их здоровье, жизни.

- Как живем? Если глаза открыли, значит живые, — ответил мужчина.

На вид мужчина показался строгим, но приглядевшись вступил в разговор.

- Как это вы о нас вспомнили, — поинтересовался он. – В наш забытый угол собаки редко забегают, а тут корреспонденты нагрянули.

Когда я объяснила ему цель нашего визита, мужчина и вовсе «растаял» и заулыбался.

- Меня зовут Геннадий Иванович Чикеев, — представился мужчина, — а это моя супруга Евдокия Михайловна. Мы раньше жили в Ляпунихе, а здесь я работал в колхозе трактористом. Каждый день ходить на работу было далеко, поэтому в 1953 году купили здесь дом. Вот с тех пор тут и живем. Раньше село было большое, а сейчас нет ничего. Дочка у нас живет в городе, а мы с супругой вдвоем справляемся. Сажаем огород, все дела делаем вместе. Куда деваться, нам по девятому десятку, 60 лет уже живем рука об руку. Вот я утром скосил, сейчас подсушим, согребем, а Светлана приедет все заберет, ей надо – у нее скотина.

Поинтересовавшись кто такая Светлана, я узнала, что это соцработник, у которого супруги находятся на обслуживании. И конечно же, мне захотелось с ней познакомиться.

Старейший житель

Хозяина дома мы застали, сидящего за столом и распивающего чай. Он пригласил нас и стал угощать. Так за чаепитием и завязалась наша беседа.

Владимир Михайлович Соловов один из старейших жителей села Болобоново. Он родился здесь в далеком 1932 году и, лишь на небольшой промежуток времени, покидал его. Он помнит, каким село было раньше, помнит людей, которые здесь жили и работали.

- В нашей семье было восемь детей, я самый последний – поскребыш, — рассказывает Владимир Михайлович. – Старшие братья со мной нянчились. Они в войнушку со сверстниками играть или крепости строить и меня с собой на плечах тащат. Сами играют, а в полглаза приглядывают. Родители всю жизнь в колхозе работали. Мама ходила в бригаду, а отец был пчеловодом и ещё работал на мельнице.

Семья Солововых жила за счет своего огорода и подворья, как зеницу ока берегла кормилицу – корову. Наш собеседник помнит, как всем селом собирали посылки на фронт, а мальчишки, те что постарше, мечтали бить врага наравне с отцами и старшими братьями.

- Я в колхоз пошел работать в десять лет, — вспоминает ветеран. – Мы и на лошадях пашню боронили, и пахали, возили копны соломы, и дома дела делали. А вечером, забыв про усталость, играли в игры, но при этом в школу успевали ходить. Я семь классов окончил, а потом учился в школе механизации в Курмыше.

- В деревне взаимоотношения были настолько доверительные, что двери домов никогда не запирались на замок, — продолжает Владимир Михайлович. – Достаточно было просто палочки в дверной ручке, чтобы понять – хозяев нет дома. Чтобы кто-то из своих деревенских залез в чужой дом? Такого не было никогда! Родители с детства внушали каждому ребёнку: «Чужое брать нельзя. Это большой позор!»

- Уже после войны в Мальцево приезжал Герой Советского Союза летчик Г.В. Галанов, он был оттуда родом, — делится воспоминаниями труженик тыла. – В клубе, где он выступал, все было занято народом, он рассказывал о боевых вылетах, о войне, а мы слушали, затаив дыхание, для нас он был живой легендой.

Такой вот была деревня его детства, так они росли и развивались: без Интернета, компьютеров и мобильных телефонов.

- Точно не помню в каком году, — рассказывает мужчина, — пришли в деревню монтажники, установили столбы, натянули радио и электропровода и, с замиранием сердца, с каким-то внутренним страхом, все ждали их подключения. Старики устрашали, что, мол, нечистая сила теперь поселится в каждом доме, а из чёрных зонтов репродукторов будут черти баламутить людей. Но, как только от нажатия кнопки выключателя в домах загорелся яркий свет лампочки, а из радио в шесть часов утра, после боя курантов и Гимна Советского Союза раздался торжественный голос Левитана, вмиг все страхи забылись.

Позже появился в селе первый телевизор, первая автомашина. Деревня тоже преобразилась: на крышах многих домов вместо дранки забелел шифер, появились резные наличники, засверкали разными красками карнизы домов, стены террас.

- Не смотрите, что сейчас село стало таким, — с грустью говорит Владимир Михайлович. — Народу здесь раньше проживало много, в каждом доме кипела жизнь, наполненная детскими голосами, молодым задором и зрелой мудростью. Только на нашей улице было 24 дома, а осталось четыре. Раньше была школа, Сельский совет, клуб, медпункт, почта, библиотека. А сейчас только магазин и колхоз. Но все равно наше село для нас – родной и милый уголок.

27 июля Владимиру Михайловичу исполнилось 90 лет, а 31 июля он отметил еще один праздник – День Военно-Морского Флота, которому он посвятил пять лет службы. Поздравляем этого замечательного человека, желаем здоровья и долголетия.

Болобоново стало родным домом

Коль разговор с соцработником в магазине начался, следовало познакомиться поближе. Моя собеседница – Светик Размиковна Овсепян, которая в 1994 году вместе с мужем приехали сюда из Армении.

- Когда мы приехали, — рассказывает моя собеседница, — в этих местах кроме колхоза работать было особо негде, поэтому мы пошли оба на ферму. Колхоз нам выделил квартиру, одним словом жить начали с нуля. Было очень тяжело и материально и морально. Русский язык не знали, общаться было трудно, но мы справились. Вскоре родился наш первенец, позже еще два сына. Здесь они выросли, ходили в школу, дружили с местными ребятишками. Задумываясь о завтрашнем дне, супруги стали постепенно расширять собственное хозяйство, купили трактор. Благодаря трудолюбию и настойчивости подворье семьи Овсепян год от года крепло и увеличивалось. Сегодня в их домашнем хозяйстве телята, свиньи, куры, и за всеми нужен уход. Поэтому трудятся они от зари до зари, да еще работают.

- Все у нас в жизни сложилось, — продолжает моя случайная знакомая. – Дети выросли, два сына получили образование, работают, младший перешел в 9-й класс. Муж трудится механизатором в колхозе «Оборона страны», очень любит землю, постоянно рассказывает о своей работе, переживает если что не так. Я работаю соцработником, у меня на обслуживании шесть человек. Несмотря на то, что наша малая родина и родители в Армении, Болобоново стало для нас родным домом.

Закончив нашу беседу, я поинтересовалась у Светика о ее подопечных. Меня заинтересовал коренной житель села, ветеран, труженик тыла Владимир Михайлович Соловов, к которому мы ее попросили нас проводить.

Деревенская жизнь – особенная жизнь

Двор длинный, огромный сад, огород. На тележке свежая скошенная трава. Во дворе хлопочет хозяйка – Светлана Николаевна Дементьева, которая пригласила нас в гости.

Началась наша беседа с фразы: «Какое же у вас большое хозяйство».

- Для нас труд только в радость, — смеясь, ответила она. – Чем же еще в деревне заниматься. Рано встаем, поздно ложимся. Держим корову, телят, поросят. У нас в семье все «молочники» — без молока жить не могут. Живем скотиной, иначе никак без нее не прожить.

Из рассказа Светланы я узнала, что родом она из села Бортсурманы. В 18 лет девушка осталась без родителей, поэтому в 1991 году приехала к сестре в Болобоново. До этого она закончила техникум по специальности бухгалтер и по приезду сюда, ее пригласили в колхоз «Новый путь» бухгалтером по заработной плате. В 1992 году вышла замуж за местного парня и вовсе прикипела к этому селу. За эти годы Светлана Николаевна работала в магазине, буфете, почте. С 2005 года совмещает работу соцработника и почтальона. Ее активности и оптимизму можно только позавидовать. Помимо всех домашних хлопот и забот она еще, как оказалось, староста села.

- Слежу за тем, чтобы жителям жилось комфортнее, — рассказывает женщина. – Пусть и небольшое село, но порядок поддерживать надо. Чтобы освещение исправно работало, дороги зимой чистились. Ко мне со своими проблемами приходят жители, а я доношу их до сельской администрации.

На вопрос не возникало ли желание уехать в город, моя собеседница не раздумывая ответила:

- Даже мысли не было. Деревню люблю, на земле люблю работать. Мой муж работает механизатором, мои дети работают в колхозе. Надо просто любить, то что делаешь. Тогда, видимо, и каждодневный нелегкий труд, оправдан. Деревенская жизнь – особенная жизнь.

Наша командировка подошла к концу. Возвращаясь домой, я размышляла о том, какие в этом селе живут гостеприимные, приветливые и открытые люди. Наверное, поэтому получилось со многими познакомиться. И, действительно, деревенская жизнь – особенная жизнь. Понять это можно лишь тогда, когда увидишь все своими глазами. И поймешь, что еще остались те, кто не выживает в селе, а живет. И не мыслит другой жизни.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

66