Меню
16+

Пильнинская районная газета Нижегородской области «Сельская трибуна»

08.04.2014 14:24 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 28 от 08.04.2014 г.

СПЕЦОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА ВМЕСТО АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ

Автор: В. МОКРОПОЛОВ, Зав .сектором труда и муниципальной службы.
С началом 2014 года произошли значительные изменения в трудовом законодательстве, которые касаются регулирования вопросов охраны труда, предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях. 1 января вступили в силу два федеральных закона от 28.12.2013: № 426­ФЗ “О специальной оценке условий труда” и № 421­ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона о специальной оценке условий труда” (так называемый закон­спутник к предыдущему ФЗ).

С введением в действие этих законов аттестация рабочих мест по условиям труда заменяется процедурой специальной оценки условий труда (далее по тексту ­ СОУТ).

ЦЕЛИ ИЗМЕНЕНИЙ

Процедура СОУТ призвана стать универсальным инструментом для перехода от формального подхода к предоставлению гарантий и компенсаций, основанного на положениях указанных Списков, к подходу, учитывающему только фактическое воздействие на организм работника вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса. Это должно обеспечить максимально объективное решение вопроса о том, необходимы ли компенсации за работу под воздействием вредных и опасных производственных факторов, стимулировать работодателей вкладывать средства в улучшение условий труда, в охрану труда, в том числе для того, чтобы освободиться от дополнительных страховых взносов.

С вступлением в силу ФЗ № 421 (закона­спутника к ФЗ о СОУТ) все упоминания в ТК РФ процедуры аттестации рабочих мест заменены процедурой СОУТ.

ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД

ФЗ о СОУТ содержит ряд переходных положений, в соответствии с которыми сохраняется возможность применять результаты проведенной ранее аттестации рабочих мест по условиям труда. В соответствии с ч. 4 ст. 27 ФЗ о СОУТ, если до дня вступления в силу данного ФЗ те или иные рабочие места прошли процедуру аттестации рабочих мест по условиям труда, в отношении таких рабочих мест СОУТ может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения аттестации (кроме случаев, специально предусмотренных ФЗ о СОУТ). Результаты аттестации рабочих мест в течение указанного периода применяются в тех же целях, что и результаты СОУТ.

В связи с этим у профсоюзов возникают серьезные опасения. Ведь работодатели получают инструмент, позволяющий им существенно экономить на оплате труда работников вредных производств. Не секрет, что в процессе аттестации рабочих мест часто возникали конфликты по поводу достоверности тех или иных исследований и замеров уровней вредных и опасных факторов и последующего снижения либо отмены компенсаций работникам. Возможно ли избежать подобного с введением СОУТ? Это покажет практика. Пока лишь можно констатировать, что ФЗ о СОУТ ужесточает требования к организациям, проводящим спецоценку, и к их экспертам. А закон­спутник к ФЗ о СОУТ вносит значительные изменения и дополнения в КоАП РФ, ужесточая ответственность за фальсификации и недостоверные измерения. Все эти меры направлены на предотвращение нарушений в ходе СОУТ.

Ответственность работодателя за нарушения в области охраны труда.

Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), с 01.01.2014

Статья 5.27. Нарушение законодательства о труде и об охране труда.

1.  Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации.

Наложение административного штрафа от одной тысячи до пяти тысяч рублей, на юридических лиц ­ от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Штраф за непроведение специальной оценки условий труда.

2. Нарушение работодателем установленного порядка проведения спецоценки условий труда на рабочих местах либо ее непроведение.

Наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 тысяч до 10 тысяч рублей, на юридических лиц ­ от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

3. Допуск сотрудников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров.

Должностные лица ­ от 10 тысяч до 20 тысяч рублей, юридические лица ­ от 80 тысяч до 100 тысяч рублей.

4. Допуск к работе лица, не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знания требований охраны труда  (15­25 тысяч рублей и 110­130 тысяч рублей).

5. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты (20­30 тысяч рублей и 130­150 тысяч рублей).

6. Несоблюдение государственных нормативных требований охраны труда по обеспечению безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования и пр. (5­10 тысяч рублей и 50­70 тысяч рублей).

7. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение (30­40 тысяч рублей и 100­200  тысяч рублей).

Несмотря на то, что ФЗ о СОУТ вступил в силу, в настоящее время провести ее невозможно ­ отсутствует ряд предусмотренных данным ФЗ методик, связанных с измерениями. Методики находятся в стадии разработки и должны быть приняты в ближайшее время. До их принятия организации­работодатели могут проводить подготовительные мероприятия к проведению СОУТ.

 

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

122