Меню
16+

Пильнинская районная газета Нижегородской области «Сельская трибуна»

16.07.2016 14:20 Суббота
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 28 от 16.07.2016 г.

И защемит сердце, увидя край родной

Автор: Е. КОВАЛЕВА

Бывшее здание клуба

У села Балеевка история хоть и не знатная, но дорогая сердцу каждому его уроженцу. Жаль только, бытие печальное, некогда большое и многолюдное поселение сегодня — Богом забытый уголок.

Полуразрушенные здания, обилие дикой поросли в округе, разросшиеся, где ни попадя, деревья — все это выдает жуткое запустение и бросается в глаза всякому, кто приезжает сюда впервые или спустя годы.

Прежняя Балеевка мало узнаваема. Хотя для местных жителей картина эта давно стала вполне привычной. Их не пугают ни заброшенные клуб, дворы фермы, ни пустующие покосившиеся дома, ни плотные заросли крапивы у дорог и опустевших домов.

Уныло до того, что жилые дома, даже с ухоженными подворьями, кажется, совсем не вписываются в окружающий хаос. Между тем они есть и в них-то теплится жизнь села и бережно хранится его история. Один из таких домов принадлежит супругам Минеевым.

 

Главный на селе – это староста

Хотя Галина Егоровна родом не из Балеевки, а из  Марийской республики, это село давно стало для нее родным. Приехала она сюда по распределению в далеком 1968 году, да так и осталась – вышла замуж, здесь родились и выросли их двое детей, да и две внучки очень любят проводить у бабушки с дедушкой каникулы.

Более двадцати лет была она ветфельдшером, начинала еще в колхозе им. Свердлова, потом их объединили с колхозом им. XX партсъезда, а в начале девяностых не стало ни того, ни другого.

Но начало трудовой деятельности у молодого специалиста было бурным.

- В хозяйстве в то время только коров было 200 голов — вспоминает Галина Егоровна, — еще телята, полторы тысячи  овец, много лошадей, так как это была основная тягловая сила в животноводстве, и поросята. Немало было скота и в личном подворье у граждан, так что работы было невпроворот. Только управишься с колхозными, у кого-то в селе корова заболела или поросята обезножили и, бросив все домашние хлопоты, спешишь на вызов. Но, знаете, везде все успевали и жили как-то весело — ходили в клуб, вечером собирались на посиделки, пели, плясали, несмотря на то, что труд в колхозе был очень тяжелый — практически все делали вручную. Когда ушла на заслуженный отдых, полностью погрузилась в домашние дела, но времена меняются. Сейчас вот уговорили поработать почтальоном, да еще старостой села выбрали.

Хотя эта должность неоплачиваемая, но очень ответственная, поэтому и пал выбор на Галину Егоровну, как на надежного человека. К этому поручению она относится очень серьезно, постоянно в курсе всех событий односельчан, знает кто живет один и не оставляет таких без внимания. Следит, чтобы был свет, дороги зимой почищены, а если что, то сразу же главе сельсовета сообщает и совместно они решают все возникающие вопросы.

- Сейчас в нашем селе зарегистрировано всего 68 человек, но из них многие давно здесь не живут. Из жилых осталось только около 30 домов, а на зиму остаются жильцы лишь в 19. Почти все люди преклонного возраста, лишь в одной семье есть дети, а  остальные это ветераны колхозного производства, многие в прошлом передовые труженики.

 

И жизнь, и здоровье производству

Из своих семидесяти лет, сорок Нина Константиновна Варламова отдала животноводству, из которых 38 работала телятницей, а последние два года, уже будучи на пенсии, заведующей отделением. О своей работе  вспоминает со слезами на глазах, ведь не только вся жизнь проходила ее в труде и заботах, но и здоровье было подорвано тем, что и поила, и кормила она своих теляток вручную, а за водой в то время и доярки, и телятницы ездили с бочкой на водоем.

- Мороз, ветер, дождь ли идет, а мы черпаем воду голыми руками и наливаем в бочку, — вспоминает Нина Константиновна, — чаще всего приходилось это делать на коленях, одежда зимой колом вставала. Приедешь на ферму, у печки чуть «оттаешь», и бежишь работать, а при этом, еще и ноги в резиновых сапогах. Сейчас ударные показатели сказываться начали.

Нину Константиновну в день нашего приезда мы застали на огороде. Несмотря на то, что передвигается она сейчас лишь с помощью двух клюшек, все же выращивает необходимые для стола овощи, собирает ягода и варит варенье, делает всякие заготовки – живет ведь одна. Правда сажать и убирать урожай ей помогает сын с семьей – они приезжают на выходные из Нижнего, но поливка и прополка грядок на ней.

- Дети меня ругают, но я не могу сидеть без дела, зовут и к себе, но я не соглашаюсь, пока могу сама управляться никуда не поеду. Да и как тут все бросить, когда вокруг все родное, тут ведь вся жизнь не только моя, но и моих родителей прошла. А вот сердце, действительно, щемит, когда выйдешь на улицу, а вокруг ни души, глянешь на околицу, а там от бывших колхозных дворов одни лишь остовы торчат. Просто диву даешься, почему ни мясо, ни молоко, ни зерно в нашем государстве никому ненужными стали? А из-за этого столько сел и деревень загублено, столько людей вынуждены себе «пристанище» искать. А нам, старикам, суждено уж свой век здесь коротать, и вместе с нами порастет быльем и наше село.

И таких бывалых ударников труда в селе ещё немало. Но, даже те сторожилы, кому по состоянию здоровья или другим обстоятельствам пришлось покинуть родные места, все же стараются сюда вернуться хотя бы на лето.

 

Дома и стены помогают      

Раиса Васильевна Зиновьева и Зинаида Николаевна Фадеева живут по соседству, правда посидеть как бывало, на лавочке и посудачить, им теперь удается лишь в летний период, на зиму они уезжают к детям. Тяжело стало и печку топить, и за хлебом ходить, да и случись что, даже скорою вызвать некому – мужья умерли, и они остались наедине со своими проблемами.

- А проблемы эти не только у нас, — вздыхает Раиса Васильевна, -  у всех, кто здесь живет. Нет теперь в селе ни магазина, ни почты, ни медпункта, все необходимые социальные объекты в нашем селе были ликвидированы. Хлеб нам возит райпо по определенным дням, продукты первой необходимости раз в неделю частный предприниматель, он и по заказу может что-то завести, если какой недуг приключится, то это только скорую из Пильны вызывать надо, да и газеты теперь почтальону на дом привезут, она их разнесет, да сельскими новостями поделится.

- Да, — подхватывает разговор Зинаида Николаевна, — а раньше сколько народу здесь было. Бывало, на работу или с работы идут, так целый нескончаемый поток. И школа здесь была восьмилетка, и клуб красивый с колоннами, и даже интернат при школе, где жили ученики из соседних сел. А в клуб нередко артисты из Горького приезжали – всем селом собирались, в зале яблоку упасть было негде. Сгубило нас стремление к лучшему, сами всю жизнь в колхозе надрывались, свеклу гектарами обрабатывали, дома скотины много держали,  лук, и картошку на продажу выращивали тоннами, и все мечтали, чтобы дети и внуки лучше нас жили – на работу в белых рубашках и туфельках ходили. Вот и «сбылась мечта», у меня четверо детей, у Раисы трое, и никто в селе не остался, так и у других. Живут теперь дети кто где, у всех свои дела и заботы, приезжают редко, предпочитают лучше нас к себе забрать. Вот только невдомек им, что здесь то мы дома, а там, какие бы удобства не были, каким бы радушным привет, все равно мы в гостях. Поэтому, как только солнышко на весну повернет, мы сразу же в родные пенаты.

- Как ни говори, вторит ей Раиса Васильевна, — а человек к родному месту душой прикипает. И когда он покидает его, то частичка её все равно здесь остается. А вот если бы в свое время здесь газ провели, колхоз сохранили, как в других селах, школа, магазин, медпункт были, то вряд ли мы к такому запустению  пришли. А сейчас какая перспектива – никакой.

 

Последние из могикан

Многодетная семья Помчаловых живет в селе уже 16 лет. Вначале о переезде в райцентр и не думали, Ольга Николаевна родилась и выросла здесь, и все ее в сельской жизни устраивало, а муж Сергей Валерьевич никогда и не возражал этому. Потом пошли дети, сначала Никита, а через два года Светлана, о переезде думать было некогда. А вот когда дети в школу пошли, а теперь и самой младшей  дочке Танюше скоро три года стукнет,  пора бы в садик определяться, то хотели бы поближе к цивилизации перебраться, да сразу проблемы с жильем встают, тем более и Сергей Валерьевич буквально на днях, в связи с закрытием молокозавода, без работы остался – перебивается случайными заработками.

- Вообще-то летом здесь хорошо, — говорит Никита, можно на рыбалку сходить, купаться, за ягодами недалеко, но все же большую часть времени провожу в интернете и с телефоном. Зимой, конечно, хуже, на остановку школьного автобуса приходится идти «в поле», нередко ждем, а там ни тебе будки какой, даже деревьев нет – от дождя и ветра спрятаться негде. Мероприятия, которые проводятся в школе, тоже с сестрой посещаем редко — тогда  отцу приходится за нами на машине ехать, а это не всегда удобно.

Никита, конечно, лукавит, что у него лишь такие приятные занятия дома. На огороде он у родителей первый помощник,  отцу помочь в хозяйских делах он тоже первый – парень он работящий,  тихий уклад сельской жизни ему, действительно, нравится, в отличие от сестры Светланы. Уехать в Пильну  пока  не предвидится, поэтому она всеми силами налегает на учебу и обдумывает планы куда пойти учиться после школы. О том, что эта молодежь останется жить в селе, надежды никакой, да, и действительно, что тут делать – нет перспективы, нет и будущего.

 

Хорошо иметь домик в деревне

Немного развеял печальную картину села общительный мальчуган, который катался в этот день на велосипеде по пустынной улице – Максим Злобин из города Дзержинска. Он каждое лето приезжает сюда к своей прабабушке, которой, кстати, исполнилось в этом году 98 лет,  его здесь все  устраивает и ему в этом селе нравится.

- В июне в городе я ходил в лагерь и все считал дни, когда поедем в деревню. Здесь благодать, свобода, ходи куда хочешь, на велосипеде можно кататься, спать до обеда, купаться, ягод всяких много. Мне нравится проводить здесь каникулы, особенно летние, здесь дачники с детьми приезжают, но в основном я общаюсь с Никитой, Светой и их сестрой Танюшкой – она за нами как хвост везде бегает.

Да, действительно, дачникам здесь благодать и  только благодаря им оживает в летнее время село. И уж если нет у него перспективы возродиться при помощи местных жителей, так пусть оно останется хотя бы как дачное поселение. Ведь эти красивые места богаты историей, сюда тянутся сердцем все те, кто здесь родился, у кого детство и юность прошли на этих извилистых улочках, кто помнит в округе каждый овраг, каждую тропинку, и пусть у них всегда будет место, куда они смогут вернуться.

Комментарии (2)

  • RusMen, 31.07.2016 09:54 #

    Печальная, горькая действительность, мы ждали агрессии снаружи, 70% ВВП Советского Союза уходило на гонку вооружений, но враг разодрал страну изнутри.

    Спасибо, Елена Александровна, за хорошую статью. Думаю, скоро люди побегут из городов, жизнь всё страшнее, цены всё выше.

    Будем надеятся на лучшее.

  • RusMen, 31.07.2016 09:55 #

    Печальная, горькая действительность, мы ждали агрессии снаружи, 70% ВВП Советского Союза уходило на гонку вооружений, но враг разодрал страну изнутри.

    Спасибо, Елена Александровна, за хорошую статью. Думаю, скоро люди побегут из городов, жизнь всё страшнее, цены всё выше.

    Будем надеятся на лучшее.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

344